Стресс в психологии

Стресс в психологии: определение, признаки, лечение

3 Признаки

Симптоматическая картина различных заболеваний, имеющих схожее проявление, навела известного исследователя Ганса Селье на определенные размышления, которые положили начало труду всей его жизни — учению о стрессе. В момент полного истощения не остается ни одной системы, которая бы не получила удара. Условно все симптомы можно разделить на физиологические и психические. Первые отображают воздействие стресса на организм. К ним можно отнести выраженное похудение, снижение аппетита, изменения в работе сердца, ВСД (вегето-сосудистая дистония), утомляемость и т. д.

К психическим признакам относятся: внутреннее напряжение, недержание мочи, тревожность, подавленность, апатия, плохое настроение, замкнутость, отстраненность. От исходного состояния нервной системы человека зависит то, насколько выраженным будет ответ организма и его не специфическая реакция. Эмоционально слабые личности подвержены искать решения проблемы на стороне или с помощью психотропных веществ. Именно они обычно имеют зависимость от наркотиков и алкоголя. Сильным личностям противостоять стрессу оказывается легче.

В психотерапии выделяют когнитивные, физические, поведенческие и эмоциональные симптомы стрессового состояния. Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом. Выявить истинные симптомы стресса на ранних этапах его проявления поможет психотерапевт, в запущенных случаях, когда человек теряет над собой контроль, их видно даже неспециалисту.

Когнитивные симптомы:

  • ухудшается память;
  • теряется способность к самоорганизации;
  • появляется нерешительность, сомнительность;
  • наблюдаются пессимизм и перепады настроения;
  • повышается тревожность, озабоченность;
  • возможно нарушение сна, вплоть до бессонницы.

Эмоциональные симптомы:

  • человек становится капризным и требовательным;
  • повышается раздражительность;
  • возможны панические атаки;
  • возникает склонность к депрессии;
  • появляются мысли о суициде;
  • возникает чувство одиночества и бесполезности;
  • возникает враждебный настрой ко всем;
  • чаще проявляется агрессия;
  • возможна неудовлетворенность настоящим состоянием;
  • происходит угнетение психоэмоционального фона.

Физические симптомы:

  • головокружения и головная боль;
  • расстройство пищеварения;
  • расстройство стула;
  • частичное выпадение рефлексов;
  • тошнота и рвота;
  • нарушения дыхания;
  • мышечные и нервные спазмы;
  • обострение хронических заболеваний;
  • повышенное потоотделение;
  • сухость во рту, чувство жажды;
  • утомляемость.

Поведенческие симптомы:

  • замкнутость;
  • отстраненность;
  • отказ от основной деятельности;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам;
  • изменение отношения к окружающим;
  • смена взглядов на жизнь;
  • переоценка ценностей;
  • подозрительность и недоверие к окружающим.

В зависимости от количества перечисленных симптомов распознается тяжесть состояния. После опроса, наблюдения и визуального обследования специалист ставит диагноз и определяет объем необходимой помощи. В тяжелых клинических ситуациях требуется госпитализация в стационар круглосуточного пребывания и постоянный контроль со стороны специалиста.

Говоря простым языком, стресс — это ответ организма на происходящее на уровне психики и физиологии. При изменяющихся обстоятельствах и воздействии неблагоприятных факторов в человеческом организме развивается совокупность адаптационных реакций — это и есть стресс.

Реакция человека на стресс сугубо индивидуальна: если для одного человека какое-то событие является причиной стресса, то для другого — эта же ситуация может не вызывать никакой реакции. С влиянием стрессовых факторов человек в современном мире сталкивается ежедневно.

Виды стресса

Причинный фактор (стрессор) может носить позитивный или негативный характер. В связи с этим принято делить стресс на 2 вида:

  1. Эустресс.
    Данный вид стресса является безопасной формой, обладает преимущественно положительными свойствами. Это состояние радостной взволнованности, мобилизации (собранности) организма. Человек испытывает эмоции, являющиеся толчком к действиям. Такое состояние иногда называют реакцией пробуждения.
  2. Дистресс.
    Этот вид имеет противоположную эустрессу природу. Состояние является следствием критического перенапряжения, иногда приводит к психологическому расстройству. Это вредная форма стресса, вызывающая в организме ряд негативных процессов и провоцирующая развитие нарушений со стороны различных систем и органов.

Виды стресса характеризуются разными механизмами, но в обоих случаях отражаются на физическом и психологическом самочувствии человека. По характеру происхождения существует следующая классификация стресса:

  1. Физиологический.
    Характеризуется негативным влиянием на организм внешних факторов. К ним относятся жара или холод, голод и жажда, действие химических веществ, воздействие вирусов и бактерий, физическое перенапряжение, травма, операция и др.
  2. Эмоциональный и психологический.
    Часто возникают вследствие неблагоприятных взаимоотношений с социумом. Развиваются под влиянием положительных или отрицательных факторов. Например, из-за повышения/понижения зарплаты или болезни близкого человека.
  3. Нервный.
    Возникает при чрезмерном перенапряжении. Развитие такой формы зависит от особенностей нервной системы человека, способности справляться с меняющимися обстоятельствами.
  4. Хронический.
    Эта форма является опасной. Человек теряет способность контролировать эмоциональное состояние, находясь в напряжении постоянно даже при отсутствии негативных факторов. Развивается депрессия, нервный срыв.

Причины стресса

Вызвать стрессовые состояния может любой фактор. Психологи разделили причины стресса на следующие группы:

  1. Семья.
    Напряженные взаимоотношения между членами семьи часто вызывают психологический стресс.
  2. Личные связи.
    Эмоциональное состояние может нарушаться при взаимодействии с друзьями, коллегами, соседями и незнакомыми людьми.
  3. Самовыражение.
    Отсутствие возможности самореализации у большинства людей воспринимается как предательство самого себя, это нарушает психологическое равновесие.
  4. Финансы.
    Материальное положение и финансовые вопросы являются важнейшими факторами, нарушающими эмоциональный баланс в жизни человека.
  5. Здоровье и безопасность.
    Обнаружение опасного заболевания, травма, угроза жизни и здоровью вызывают сильную эмоциональную реакцию человека.
  6. Работа.
    Является источником стрессовых ситуаций у большинства людей.
  7. Личные проблемы.
    Потеря контроля над своей жизнью и чередой событий вызывает дистресс.
  8. Смерть близкого человека.
    Является достаточно сильным толчком к возникновению стрессовых реакций.

Причинные факторы делят на 2 общие группы: личностные и организационные. Также их делят на внешние (обусловлены присутствием раздражителя в окружающей среде) и внутренние (связаны с внутренней средой).

Психология стресса обусловлена личным отношением человека к происходящему, его восприятием ситуации.

Симптомы и признаки стресса

Человек в состоянии эмоциональной перегрузки переживает 3 стадии. Они характеризуются следующим:

  1. Ощущение тревоги, готовность противостоять воздействию стрессора. Организм мобилизуется, учащается дыхание, повышается давление, напрягаются мышцы.
  2. Оказание сопротивления, адаптация организма.
  3. При спаде энергии сопротивления возникает истощение.

У разных людей проявления такого состояния отличаются. Основные признаки стрессового напряжения:

  • нервная возбудимость;
  • повышенная раздражительность;
  • эмоциональный упадок;
  • повышенное давление;
  • отсутствие концентрации и внимания;
  • нарушение памяти;
  • расстройство сна;
  • равнодушие, пессимизм;
  • затруднение дыхания;
  • боли в пояснице;
  • диспепсические расстройства (нарушение работы пищеварительной системы);
  • изменение аппетита;
  • расширение зрачков;
  • быстрая утомляемость;
  • головные боли.

Существуют также особенности проявления у представителей разного пола.

У женщин

Выявить признаки эмоционального потрясения у женщин легче, т.к. женскому полу несвойственно скрывать свои чувства.

Подверженность стрессовым факторам у женщин выше ввиду особенностей эмоциональной организации.

Кроме общих проявлений, у женщин при воздействии стрессора может меняться вес, снижаться либидо. Часто после длительной стрессовой нагрузки нарушается менструальный цикл.

У мужчин

Принято считать мужчин более стрессоустойчивыми по сравнению с женским полом. На негативные факторы мужчины реагируют не так эмоционально.

Представители мужского пола более сдержаны, что таит в себе опасность: сильные эмоции остаются внутри человека и это повышает внутреннее напряжение.

Мужчина в состоянии дистресса может проявлять агрессию. Следствием перенапряжения становится расстройство эрекции, снижение полового влечения. Часто меняется критическое восприятие происходящего.

Поведение в состоянии стресса

В стрессовой ситуации поведение человека имеет индивидуальные особенности. Оно бывает непредсказуемо для окружающих. Выделяют линии поведения при стрессе, среди которых можно наблюдать:

  1. Игнорирование.
    Человек делает вид, что ничего не происходит.
  2. Решение проблемы.
    Индивидуум рационально анализирует ситуацию в поисках выхода.
  3. Поиск поддержки со стороны.

Существуют 2 основные реакции человека на сложную ситуацию. В первом случае индивидуум оценивает стрессовый фактор для определения последующих действий, во втором — преобладают эмоции, не проявляются попытки решить проблему.

Стиль поведения одного человека при стрессе на работе и дома может отличаться.

От чего зависит восприимчивость к стрессу?

Отношение к событию или новости у разных людей будет отличаться. Поэтому у одного человека ситуация вызовет эмоциональное потрясение, а у другого лишь досаду. Т.е. восприимчивость зависит от того, какое значение придает человек происходящему. Большое значение имеют темперамент, здоровье нервной системы, воспитание, наличие жизненного опыта, нравственные оценки.

К стрессорам менее устойчивы люди с неуравновешенным характером и/или мнительные (подверженные страхам, сомнениям) люди.

Человек особенно восприимчив к изменяющимся условиям в периоды переутомления, болезни.

Последние исследования ученых показали, что сложнее вывести из себя людей с низким уровнем кортизола (гормона стресса). Они не теряют самообладания в стрессовых ситуациях.

Способы реагирования на стресс

Стрессор вызывает комплекс эмоциональных проявлений. Психологи выделили следующие типы реагирования:

  1. «Стресс вола».
    Данный тип реакций подразумевает нахождение на пределе психологических, умственных или физических способностей. Индивидуум может долгое время жить в привычном ритме, находясь в травмирующей ситуации.
  2. «Стресс льва».
    Человек бурно проявляет эмоции, экспрессивно реагирует на события.
  3. «Стресс кролика».
    Характеризуется попытками спрятаться от проблем, отсутствием активизации. Человек переживает ситуацию пассивно.

Реакция на стрессовый фактор может быть мгновенной или выражаться затяжными переживаниями.

Диагностика

Даже при ярких симптомах стресса человек может отрицать его наличие. Диагностикой состояния занимается врач-психиатр, психотерапевт или психолог. С пациентом проводится подробная беседа, выясняются жалобы. Для точной диагностики используются опросники:

  1. Для определения собственной оценки стрессоустойчивости проводится специально разработанный тест. Применяется экспресс-диагностика эмоционального и психологического напряжения. Пациента тестируют по шкале психологического стресса Лемура-Тесье-Филлиона, шкале ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина и шкале самооценки тревоги Цунга. Определяется характер адаптационного синдрома.
  2. Шкала клинических жалоб применяется для оценки последствий стресса, негативных изменений в организме. Используются опросники для установления склонности к суициду, наличия депрессии. Тесты данной группы предназначены для обнаружения предрасположенности к невротическим расстройствам, определения стрессоустойчивости.

В книжных магазинах предлагается большое количество изданий, содержащих различные тесты для самостоятельного анализа.

Однако психологи рекомендуют обращаться за профессиональной помощью при подозрениях на стрессовое состояние, поскольку самостоятельная диагностика не объективна.

Лечение стресса

При обнаружении симптомов важно определить причинный фактор, и после его устранения психоэмоциональное состояние приходит в норму. При хронической форме необходимо длительное лечение (от нескольких месяцев до года), направленное на адаптацию к сложившейся ситуации.

Психотерапевтические методы по преодолению стресса

Психотерапия может осуществляться в следующих основных направлениях:

  • Гештальт-терапия;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • психоанализ;
  • телесно-ориентированная психотерапия;
  • трансакционный анализ.

Врач проводит работу с восприятием человека, разрушающими убеждениями. Проводится корректировка жизненных ценностей и целей, тренируется навык самоконтроля и самопринятия.

Как преодолеть стресс самостоятельно?

Психоэмоциональное напряжение выражается гипертонусом мышц, изменением ритма дыхания. Для снятия стрессового состояния рекомендуется дыхательная гимнастика, физические упражнения, массаж. Процедуры должны приносить удовольствие и отвлекать от проблем.

При воздействии стрессора психологи рекомендуют такие приемы:

  • размеренно подышать;
  • поплакать;
  • умыться прохладной водой;
  • выпить чая или воды;
  • сменить обстановку;
  • мысленно посчитать;
  • выговориться самому себе или кому-либо;
  • сменить вид занятия.

Понятие «расслабиться при стрессе» никак не связано с употреблением алкоголя или курением. Вредные привычки будут вызывать еще больше проблем со здоровьем и усугублять ситуацию.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

При необходимости после диагностики состояния пациента врач подбирает препараты. Выбор лекарственных средств зависит от преобладающих симптомов. В разных случаях назначаются антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, успокаивающие травы.

Приемы повышения стрессоустойчивости

Для тренировки стрессоустойчивости используются различные методики.

Психологи дают следующие рекомендации:

  1. Научиться не переживать из-за факторов, которые никак не зависят от поведения человека.
  2. Не надумывать проблемы, не позволять негативным эмоциям развиваться раньше времени. Проблему нужно решать по факту ее появления.
  3. Необходимо уметь честно признавать собственные эмоции, а не отрицать их.
  4. Никогда не раздувать ситуацию сверх меры. Нагнетание обстоятельств только ухудшит состояние.
  5. Каждый человек способен изменить свое отношение к окружающим, происходящим событиям. Необходимо научиться смотреть на мир вокруг позитивно.
  6. При возникновении неприятной ситуации полезно мысленно представить еще худшее положение дел. После этого часто приходит понимание, что не все так плохо.

Необходимо уметь расслабляться, следует находить время для спорта, досуга с близкими людьми, проводить аутогенные тренировки (метод самовнушения, можно посещать психологические тренинги или заниматься упражнениями самостоятельно).

В некоторых случаях помогает полная смена образа жизни.

Интересные факты о стрессе

Поведение человека под влиянием стрессора постоянно изучается. Учеными из Швеции было установлено, что рост человека к вечеру уменьшается на 1% после пережитого стресса. Такое явление связано с неконтролируемым напряженным состоянием мышечной ткани в области спины и плеч.

Другие интересные факты о стрессе:

  • изменяется нейрохимический состав в организме;
  • смех снижает уровень гормонов стресса и продлевает жизнь;
  • после стрессовой ситуации волосы могут выпадать через 3 месяца;
  • увеличивающаяся концентрация гормона кортизола стимулирует накопление жира в зоне талии;
  • повышается вязкость крови;
  • в стрессовой ситуации может появляться чесотка вследствие активации участка мозга, ответственного за ощущение зуда;
  • хронический стресс у детей замедляет их рост;
  • мужчины чаще женщин страдают последствиями эмоционального потрясения;
  • повышается вероятность развития рака и цирроза печени;
  • считается, что больше всего стрессам подвержены хирурги, спасатели, пилоты, фотожурналисты, рекламные агенты и риелторы.

Стрессоры не всегда являются негативным фактором в жизни. В некоторых случаях они повышают интеллектуальные и физические способности человека и помогают выжить в сложных условиях. Иногда способствуют принятию важных решений, стимулируют личностный рост.

Важно, чтобы эмоциональные потрясения не носили затяжной характер и были вызваны позитивными событиями в жизни.

Психологический стресс

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Особенности психологического стресса

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Психологические механизмы стресса

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Психологические последствия стресса

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

Снятие психологического стресса

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

Психологические признаки стресса

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Введение……………………………………………………………………………………………2

Понятие стресса……………………………………………………………………..3

2. Виды стресса…………………………………………………………………..5

Психологические признаки стресса………………………………………………………………………………………6

Динамика развития стрессового состояния…………………………………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………………………………..9

Введение

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы… Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома..

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины — интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую — более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали — он заработал в два раза больше, другого обокрали — он с горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Задачей данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, динамики его развития, а также влияния стресса на поведение человека, в том числе и криминогенное влияние.

Понятие стресса

О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения».

Г. Селье, который ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.

Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Виды стресса

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс — положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.

Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.

Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.

Психологические признаки стресса

Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:

Эмоциональные признаки, они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности.

Депрессии. Обычно депрессия дает о себе знать появлением необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.

Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, появляется ощущение потери контроля над собой и ситуацией. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.

Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция – не более чем игра на публику, а иногда – убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.

Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.

Возникают трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное – его исполнить.

Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие стрессовой ситуации;
  • • типы и виды стрессовых ситуаций;

уметь

  • • характеризовать стрессовые ситуации, связанные с профессиональной, учебной деятельностью, экзистенциальные стрессовые ситуации, ситуации безработицы;
  • • давать психологическую характеристику личностных ресурсов при преодолении стрессов;

владеть

• методиками диагностики субъективных переживаний человеком различных видов стрессов (профессионального, информационного, экзистенциального).

Понятие стрессовой ситуации. Типы стрессовых ситуаций

В современном толковом словаре русского языка понятие «ситуация» (от фр. situation) трактуется как положение, обстановка, возникшая на основе стечения, совокупности каких-либо обстоятельств или условий». В российской психологии «ситуация» рассматривается как явление, включающее в себя несколько системных образований:

  • 1) факторы среды;
  • 2) систему личности.

В зарубежной психологии предлагается множество определений категории «ситуация». При этом внимание ученых привлекают вопросы различения схожих понятий, таких как «стимул», «окружающая среда» и непосредственно сама «ситуация», часто используемых как синонимы для обозначения внешних условий, воздействующих на человека. Считается, что стимул может быть частью ситуации, а ситуация является частью окружающей среды.

В широком смысле ситуацию определяют как «сочетание субъективной интерпретации (нечто неявное, уникальное, основанное на общекультурных традициях) и объективных условий, что в итоге может одновременно как стимулировать, так и ограничивать поведение человека».

На сегодняшний день общепризнанно, что стрессовая ситуация как часть окружающей среды или внешний стресс как постоянно действующие обстоятельства внешнего мира не всегда являются угрожающими для человека, однако могут быть негативными и требовать дополнительных сил для адаптации.

Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова предлагают дифференцировать понятия стрессовой и стрессогенной ситуаций. Стрессовая ситуация считается типом неординарной социально-психологической ситуации, содержащей повышенные требования к адаптационным ресурсам человека, детерминирующей изменения его психологического состояния и качество взаимодействия в системе «субъект — ситуация». Стрессогенная ситуация содержит преимущественно имплицитные (от англ, implicit — подразумеваемый, невыраженный) детерминанты стрессового реагирования как мобилизации адаптационных возможностей. Стрессогенная ситуация может превратиться в стрессовую в результате ее субъективной интерпретации как напряженной, трудной. Следует добавить, что стрессогенная (стрессородная) ситуация порождается благоприятствующими для этого внешними и внутренними условиями.

Внешними отличительными характеристиками стресса (стрессорами) на основе управляемости / неуправляемости, силы воздействия, изменяемости, однозначности / неоднозначности, повторяемости стрессовой ситуации являются:

Внутренними стрессорами являются те же характеристики (возможность контроля над ситуацией, субъективная оценка силы воздействия, изменяемости, неоднозначности, повторяемости и личного опыта столкновения со стрессовой ситуацией).

Стрессовые ситуации переменчивы и динамичны, т.е. способны менять свои объективные психологические характеристики в зависимости от встречной активности человека, от тех стратегий, которыми он пользуется.

Подходов к классификации стрессовых ситуаций столь много, что они с трудом поддаются систематизации.

В зарубежной психологии (Р. Лазарус и другие) в контексте разработки проблематики преодоления определяют три типа стрессовых ситуаций:

  • 1) ситуации утраты, как значимые травмирующие потери (смерть, потеря работы, потеря важных отношений);
  • 2) ситуации угрозы, призывающие человека к значительным копинг- усилиям и активизации адаптационных возможностей;
  • 3) ситуации вызова, которые требуют от человека сложных, часто рискованных стратегий преодоления (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Виды стрессовых ситуаций

Рис. 2.2. Виды стрессовых ситуаций

Рассмотрим данные типы ситуаций более детально.

1. Фрустрация как вид стрессовой ситуации. Еще Г. Селье обозначал фрустрацию стрессом рухнувшей надежды, и писал, что это стресс, приводящий к череде неудач и последующим заболеваниям. По мнению автора, фрустрацию можно отнести к причинам, которые превращают стресс в дистресс. Дистресс, «вызванный бесплодными усилиями, приводящими к фрустрации, оставляет необратимые химические рубцы, накопление которых обусловливает признаки старения тканей». Фрустрация как вид стрессовой ситуации сопровождается реакциями человека, которым С. Розенцвейг дал следующие наименования: «экстрапунитивные», «интрапунитивные» и «импунитивные». «Экстрапунитивные реакции, как правило, агрессивны, эго тенденция реагировать гневом на внешние объекты в ситуации фрустрации». «Интрапунитивные реакции рассматриваются как тенденция в ситуации фрустрации реагировать недовольством, гневом, направленными на самого себя. Результатом интрапунитивных реакций могут стать самообвинение, умышленное причинение повреждений самому себе, суицидальные попытки. Импунитивные реакции рассматриваются как реакции отвлечения от стресса и обесценивания его значения».

Как видим, перечень реакций человека на фрустрацию, обозначенных в свое время С. Розенцвейгом, нельзя считать исчерпывающим. На основании разработок С. Розенцвейга и вклада отечественных специалистов на сегодняшний день можно выделить:

  • 1) конструктивные реакции на фрустрацию, среди которых: адаптивные стратегии поведения (поддержка, повышение самооценки, анализ проблемы, активные и просоциальные действия) и здоровые негативные эмоции, которые энергетически обеспечивают преодолевающее поведение;
  • 2) деструктивные реакции на фрустрацию: нездоровые негативные эмоции; отрицательные агрессивные (экстрапунитивные и интрапунитивные) реакции на фрустратор; неагрессивные реакции (избегание, фиксация, подавление); дезадаптивные, агрессивные, пассивные, асоциальные действия;
  • 3) частично конструктивные стратегии преодоления фрустрации как сочетание конструктивных и деструктивных реакций. Например, избегание фрустрирующей ситуации, выражающееся в поиске социальных контактов («излить душу»), манипуляции, предполагающее гибкие формы обхода фрустрирующей ситуации, эмоциональное реагирование в форме плача, рыданий и т.п. Все это в некоторой степени позволяет снизить напряжение, но не всегда способствует решению проблемы, связанной со стрессом.

Таким образом, ситуация фрустрации как вид стрессовой ситуации — это «угрожающая жизненная ситуация, блокирующая удовлетворение потребностей человека (“крушения надежд”), которая вызывает неблагоприятные эмоциональные состояния в виде разочарования, замешательства, подавленности, агрессии и тому подобного и способствует включению ответных реакций (интрапунитивных, экстрапунитивпых, импунитивпых), а также преодолевающих стратегий поведения (конструктивных, частично конструктивных, деструктивных)» К

  • 2. Конфликт как вид стрессовой ситуации. Принято считать, что в основе любого конфликта лежит «ситуация, включающая:
    • • противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
    • • противоположные цели или средства их достижений в конкретных условиях;
    • • несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и ир.» .

В конфликтах могут принимать участие самые разные стороны: индивиды, социальные группы, общности, государства и т.д. Соответственно возникают конфликты по разным причинам: психологическим, ценностным, религиозным, экономическим, политическим и т.п.

А. Маслоу проанализировал конфликты через призму проблематики угрозы как динамического раздражителя, который вызывает разные поведенческие реакции человека и выделил:

  • 1) конфликтные ситуации, которые являются угрожающими;
  • 2) конфликтные ситуации, которые угрозы не несут.

Следовательно, уровень стресса в данных ситуациях будет различным: в первом случае — наибольшим, возможно с патогенными последствиями здоровью и жизни человека, во втором — наименьшим, вызывающим напряжение, но без психопатологических следствий.

В психологии принято выделять специфические стили реагирования человека на конфликтные ситуации: «уход», «борьба», «диалог».

Уход (избегание) и борьба (с собой и с другими) при конфликтном взаимодействии интерпретируются, в первом случае как игнорирование конфликта; во втором — как попытки его подавления. Конструктивной стратегией реагирования на конфликт, безусловно, является стратегия диалога, включающая поиск оптимальной альтернативы его решения; интеграцию противостоящих позиций; выработка компромисса. Таким образом, конфликт как вид стрессовой ситуации представляет собой актуализированное противоречие, выражающееся в столкновении противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов в процессе межличностного взаимодействия, образующее в восприятии человека напряжение, которое требует своего разрешения.

3. Изменения (перемены) как вид стрессовой ситуации. Если взять российскую действительность, то серьезные перемены, по самым скромным подсчетам, происходят в нашей стране в среднем каждые три года. В книге «Россия и СССР в войнах XX века» описано около 30 военных вооруженных конфликтов, в которые была втянута Россия в период с 1900 по 2000 г. И это без учета тяжелых экономических, политических, экологических перемен. Если причислить и их, то статистика будет куда более печальной. Можно сказать, что для России характерно практически беспрерывное пребывание в стрессовой ситуации перемен. В психологии данный тип стресса обозначают еще «стрессом социальных изменений», который толкуется как «дистресс, связанный с радикальными и крупномасштабными переменами в жизни общества, способными вызывать дезадаптацию у отдельных людей, определенных социальных групп и общества в целом».

Так, П. Штомпка социальные изменения причисляет к травматическим, при этом уточняя субъективность в их интерпретации, и дает им следующие характеристики:

  • 1) активная движущая сила социального изменения, присущая человеческим коллективам;
  • 2) ограниченный фонд культурных ресурсов, способных противостоять вторжению изменений;
  • 3) социальные изменения, имеющие трансформационный характер;
  • 4) признание негативных воздействий предыдущих социальных изменений, парализующих развитие;
  • 5) дифференцированное воздействие социальных изменений на разные сегменты социума;
  • 6) социальные изменения, имеющие разную скорость, ритм и теми во всевозможных областях социальной жизни.

Данные характеристики социальных изменений позволяют говорить об их серьезном стрессогенном, а порой и травматичном характере.

В науке описывают последствия стрессов социальных изменений, среди которых: социальная дезорганизация, переживание чувства социальной несправедливости, экономической растерянности, недовольство новыми социальными нормами, культурой, системой ценностей, осознание изолированности и состояние беспомощности. Стресс социальных изменений, по мнению В. М. Нилова, является одним из самых стрессогенных и оказывает серьезное влияние на здоровье человека. «Аккультурационный стресс» также можно отнести к стрессам перемен. Это вид стресса, обусловленный процессом вхождения в новую культуру и сопровождающийся изменениями на индивидуальном (личность, установки, ценности) и групповом (новое место проживания, политические, экономические и культурные перемены) уровнях (переселение, миграция и т.п.).

Считается, что любое нарушение привычного хода жизни человека (перемены) уже само по себе может стать стрессогенным. На основании этого Т. Н. Holmes и R. Н. Rahe (1967) была создана шкала типичных стрессогенных факторов (SRRS), содержащая 43 жизненных события, острота стрессогенности которых оценивалась в баллах. Среди событий были не только исключительно негативные, в нее вошли и такие, как успех, отпуск, празднование рождества и т.и. Исследования ясно продемонстрировали связь стрессов перемен со здоровьем человека. И хотя до сих пор эта проблема остается дискуссионной, ясно одно: изменения являются пусковым механизмом возбуждения с возникновением последующей ориентировочной реакции и адаптации человека к ним (изменениям). «Ориентировочная реакция — это обычная, данная от природы способность человека — один из ключевых адаптационных механизмов». Такая реакция, по словам Э. Тоффлера, способствует мгновенному получению и быстрой переработке большого количества информации, она готовит человека к действиям в непредвиденных ситуациях и, в некоторой степени, предваряет перенапряжение организма.

Стрессовые ситуации перемен можно дифференцировать по характеру и уровню стрессового воздействия следующим образом:

  • 1) негативные ситуации перемен с высоким уровнем стрессогенности;
  • 2) негативные ситуации перемен со средним или низким уровнем стрес- согенности;
  • 3) позитивные ситуации перемен с высоким уровнем стрессогенности;
  • 4) позитивные ситуации перемен со средним или низким уровнем стрес- согенности.

Наконец, выделяют «эволюционный стресс как внешнее условие и своеобразный генератор изменчивости, который способствует отбору и созданию более совершенных организмов, обладающих новыми адаптивными

ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Таким образом, изменения — это не только необходимый элемент жизни, но и вид стрессовой ситуации, вызывающей напряжение в зависимости от уровня и специфики стрессовых нагрузок, включающей ориентировочную реакцию человека для адаптации и предупреждения перенапряжения организма. Если бы это было иначе, любые стрессовые перемены заканчивались бы для нас трагически.

4. Давление (прессинг) как вид стрессовой ситуации. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля понятие «давление» характеризуется как «гнести, пригнетать, угнетать, нажимать, обременять, душить, удушать» . В современном толковом словаре русского языка одно из значений — это «средство насильственного воздействия на кого-либо, нажим, принуждение, прессинг». Этимологически данное слово означает «сбивать с ног, калечить, притеснять». А в словаре Фасмера — «приносить в жертву, замучить, затравить». Иными словами, давление толкуется как насилие над личными убеждениями, мнениями, волей других людей.

В своих работах W. Weiten, М. A. Lloyd расширяют словарно-справочные определения понятия «давление» и подмечают, что давление (прессинг) включает ожидания или требования других, чтобы мы вели себя определенным образом. Люди находятся иод давлением ожиданий остальных относительно выполнения обязанностей, поручений, требований (давление начальства, родителей, педагогов, авторитетов, друзей, обстоятельств и др.). От нас ждут соответствия нашему статусу, социальной роли, уровню знаний и т.п. На основании этого авторы выделяют два вида давления:

  • 1) давление-выполнение;
  • 2) давление-соответствование.

Однако можно сказать, что в подобного рода ситуациях давления мы пребываем большую часть нашей жизни, потому что являемся, прежде всего, социальными существами и вынуждены подчиняться требованиям общества, соответствовать запросам не только ближайшего окружения, но и запросам культуры, религии, этики. Это «мягкие» формы давления. Куда более серьезными являются диктат, авторитаризм, те или иные виды насилия, травли, выходящие за грань нормы. Они отличаются разной степенью интенсивности и способствуют различному уровню напряженности. В многочисленных экспериментальных исследованиях (С. Аша, Э. Аронсон, Ф. Зимбардо, С. Милгрэм, М. Селигмаи, Д. Хирото, В. С. Мухина и другие) показано, что чем большее давление оказывается на людей, тем выше степень их уступчивости с последующим формированием комплекса беспомощности.

С точки зрения широты и силы воздействия на человека ситуаций давления можно выделить:

  • 1) макрострессоры — культурно-исторические условия (угнетение, тоталитаризм и т.п.), вызывающие длительное напряжение у больших групп людей (страны, государства), требующие затрат большого количества времени для социальной адаптации, сопровождающиеся формированием нового исторического типа личности;
  • 2) микрострессоры — повседневные ситуации напряжения, связанные с геми или иными обременениями, прессингом, порождающие напряжение у человека или группы (семья, учебный или трудовой коллектив, другие группы), локализованные во времени, требующие адаптации.

Если культурно-исторические условия (макрострессоры) воспринимаются как данность, которую необходимо учитывать, то на микрострессоры возможно влияние.

Приведем для анализа неутешительные данные одного из мониторингов (2013— 2014) изучения комплексной безопасности образовательных учреждений г. Москвы. Так, 50,2% (N = 6606) московских школьников от 14 до 17 лет указали на факты физического насилия, которое выражается в распространенности драк и избиений в их школах. Ситуации психологического насилия (насмешки, присвоение кличек, бойкот) происходят еще чаще. Их отметило 75,4% московских школьников. Почти половина подростков (49,7%) ответили, что они испытывали давление со стороны агрессивных и конфликтных одноклассников, 59% школьников указали на косвенные формы травли (демонстративный отказ сверстников сидеть рядом и общаться с ними). Более того, 8,6% подростков заявили, что в их школе есть учителя, позволяющие рукоприкладство в отношении обучающихся.

3) травматические стрессоры — травматические события, связанные с психологическим или физическим насилием, травлей, характеризующиеся внезапностью, непредсказуемостью, запредельным порогом интенсивности, часто сопровождающиеся личностными и поведенческими нарушениями.

4) хронические стрессоры — это напряжение длительной протяженности, характеризующееся однотипными повторяющимися стрессовыми нагрузками, часто сопровождающееся соматическими нарушениями.

Как видим, психологическое давление выступает такой динамической силой внешней среды (воздействие, влияние, вторжение и т.п.), которая вызывает напряжение разной интенсивности и оказывает влияние на человека, побуждая к изменениям личности и поведения.

В отечественной психологии стрессовые ситуации классифицируют исходя из специфики деятельности человека: профессиональные, учебные, бытовые. По уровню стрессогенности стрессовые ситуации бывают: высокой степени сложности (экстремальные); средней и низкой степени сложности (обыденные). Выделяют кратковременные и долговременные стрессовые ситуации, а также связанные с характером опасности для человека (реальная или виртуальная); обусловленные характером эмоциональных (страх, гнев, тревога, депрессия и т.п.) переживаний человека и определяемые физическими стрессорами (непсихогенный стресс, обусловленный физическими, химическими, биологическими воздействиями); детерминированные характером угрозы (угроза жизни, здоровью, статусу и т.п.). Стрессовые ситуации классифицируют по уровню значимости для субъекта (по эмоциональному окрасу и когнитивной оценке ситуации субъектом); бывают экзистенциальные стрессовые ситуации, связанные с переживаниями утраты смысла, ценностей, страхом смерти, одиночества, с постоянной нехваткой времени и т.п.

Обобщив вышеизложенное, можно остановиться на следующей классификации стрессовых ситуаций (рис. 2.3).

Рис. 23. Виды стрессовых ситуаций

Таким образом, стрессовую ситуацию можно рассматривать как сложный многокомпонентный и многоуровневый феномен, для понимания которого требуется тщательный анализ ее видов и специфики.

Все эти виды стрессовых ситуаций, в свою очередь, могут быть повседневными и внеповседневными. Это типы стрессовых ситуаций, на которых мы остановимся далее.