Вакцина профилактика

Содержание

Профилактические прививки — форма о прививках, план проведения, национальный календарь

Современную медицинскую практику сложно представить без мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний. Наиболее известной и эффективной мерой профилактики заболеваний является вакцинация, которая дает возможность обезопасить свой организм от инфицирования болезнетворных микроорганизмов – возбудителей огромного количества инфекционных патологий. Прививки позволяют сформировать устойчивость к инфекциям еще с детских лет, уберечься от осложнений, а также исключить вероятность смертельного исхода от заболевания. Активные вещества препарата, в ответ на инъекцию в организм вакцины, вызывает реакцию со стороны его иммунной системы. Эта реакция подобна той, что развивается при инфицировании, но гораздо слабее. Смысл данной реакции в том, что иммунная система в ответ на введение вакцины формирует особые клетки, которые называются клетками памяти, они создают невосприимчивость к инфекции.

Что собой представляет профилактическая прививка?

Профилактическая прививка – наиболее распространенный метод иммунизации, основанный на введении в организм вакцины, которая состоит из различных частиц, способных формировать стойкую иммунную реакцию против заболевания. Прививка – не что иное, как специальный раствор, в составе которого присутствуют живые или убитые микроорганизмы, их фрагменты, токсины. Выступая в роли антигенов, эти компоненты препаратов после попадания в кровь запускают цепь реакций, направленных на продукцию антител и, соответственно, стимулируют выработку иммунитета к определенной болезни.

Все профилактические прививки условно разделяют на две большие группы:

  • введение вакцины детям и взрослым, которое проводится в конкретное время и вне зависимости от эпидемиологической обстановки на определенных территориях;
  • вакцинация по эпидемиологическим показаниям, когда ее делают людям, проживающим в регионе с зарегистрированной вспышкой инфекционного заболевания или повышенным риском ее возникновения.

Вакцина помогает избежать инфицирования организма сложными формами опасных патологий. Согласно исследованиям, в обществе, где 95% граждан являются привитыми, нет благоприятной среды для развития инфекций, а поэтому наблюдается их полное исчезновение. Именно путем массовой вакцинации населения, человечеству удалось выстоять против чумы и оспы, а еще в несколько сотен раз сократить количество эпизодов детских заболеваний, полиомиелита, коклюша.

Профилактическая прививка для детей

Детские инфекционные болезни – одно из самых распространенных явлений в педиатрической практике. Ежегодно в нашей стране регистрируется вспышка того или иного заболевания, которое способно не только вызвать временную потерю трудоспособности населения, но и повысить летальность в регионе. Самой подходящей средой для распространения и обитания возбудителей таких заболеваний является детский коллектив. Именно поэтому врачи настоятельно рекомендуют родителям малышей вовремя делать профилактические прививки, которые позволят уберечь ребенка от заразных инфекций и предупредить их эпидемии.

Как известно, перечень обязательных прививок формируется работниками Минздрава и составляет основу для создания национального календаря вакцинации. Помимо общегосударственного плана иммунизации существует еще региональный список ежегодных прививок, который может меняться в зависимости от эпидемиологии обозначенной территории.

Профилактическое введение прививки у детей реализовано в специально предназначенных для этого места. Указание поставить вакцину ребенку дает врач после сдачи анализов. Любой факт введения прививки заносится в документальные формы, которые сохраняются в учреждении и при необходимости выдаются владельцу в виде выписок или копий. Родителям важно помнить, что без прививок их ребенку могут отказать во временном посещении учебных заведений, спортивных секций или в выезде на постоянное место жительства в другую страну, где прививки – принудительная мера от заболеваний.

Видео о вакцине

Зачем нужно вакцинировать население?

Проводить вакцинацию просто необходимо в случаях, когда инфекционное заболевание представляет собой опасность, то есть угрожает его жизни и может спровоцировать развитие непоправимых осложнений. Вакцинация позволяет создать неуязвимость к ряду заболеваний с выраженным риском летальности и исключить осложнения. Ведь именно сложные варианты течения болезненных процессов ведут к формированию стойких и губительных последствий заболеваний, развитию смертельно опасных их осложнений, трансформации болезни в хроническую форму.

Введение вакцины обеспечивает организму возможность сформировать иммунную систему против большинства известных на сегодняшний день инфекций. После вакцины в теле начинают синтезироваться специальные клетки (антитела), которые в последствие способны защитить вакцинированный организм от проникновения в него опасных микроорганизмов. Иммунитет сохраняется на протяжении определенного временного периода. Это могут быть месяцы, годы, десятилетия. Естественно, приобретенная обычным путем защита (после перенесенной болезни) является более сильной и эффективной, но и прививки способны надежно уберегать человека от микроорганизмов и их токсинов.

Какие прививки делают в России?

Список профилактических прививок включает в себя:

  • обязательные инъекции вакцины;
  • рекомендованное введение вакцины, которое делают по индивидуальным показаниям.

Среди рекомендаций по частичной вакцинации населения наиболее часто встречаются следующие:

  • проживание в регионе с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией;
  • работа на предприятиях, где существует риск инфицирования (животноводческие хозяйства, скотобойни).

Сегодня в список прививок, предупреждающих заболевания, входят вакцины против туберкулеза, гепатитов А и В, комплексный препарат против коклюша, дифтерии и столбняка, гемофильной палочки, краснухи, разных штаммов вируса гриппа, менингококковой инфекции, кори, полиомиелита, паротита и лептоспироза. По регионам списки вакцин могут быть расширены. В них нередко встречаются прививки против туляремии, сибирской язвы, чумы, бруцеллеза, бешенства, шигеллеза, холеры, тифа, Ку-лихорадки, вирусных клещевых энцефалитов, а также желтой лихорадки.

Национальный календарь: понятие и особенности

Календарь профилактических прививок составляется Министерством Здравоохранения. При его создании учитываются несколько моментов, в частности, значимость инфекций и наличие вакцины в свободном доступе. Календарь действует на территории всей страны. Согласно ему прививаться необходимо каждому проживающему в России гражданину, независимо от возраста и при условии отсутствия у него противопоказаний. В последние годы план остается неизменным и имеет следующий вид:

Вакцина против Возраст пациента во время прививки
Туберкулез Ребенку на 3-7 день после рождения, дети 7-ми и 14-ти лет
Гепатит В Ребенку в первые сутки жизни, 1-й месяц, 2-й месяца, 6-й месяцев, 1 год, каждые 5 лет
АКДС Ребенку в З месяца, 4 месяца, полгода, 18 месяцев
Гемофильная инфекция 7, 14, 18 лет
Полиомиелит Ребенку в 18-20 месяцев и в 14 лет
Корь, краснуха, паротит Ребенку в 12 месяцев и 6 лет
Краснухи Ребенку с 11-ти лет каждые пять лет до 18 (юноши) и 25 (девушки) лет
Коревая инфекция В 15 лет каждые 5-ть лет до 35-ти летнего возраста
Гриппа Ребенку начиная с шести месяцев каждый год

Региональный календарь

Данный план составляется местными органами здравоохранения. При его создании берется во внимание эпидемиология местности и ряд других обстоятельств. Помимо обязательных вакцин в местном календаре профилактических мер могут находиться дополнительные вакцины, необходимые для конкретного региона. К примеру, в Сибири, где много паразитов, людей рекомендуется прививать от клещевого энцефалита. Также в Северной части государства нередко регистрируются эпизоды туляремии, сибирки, поэтому эти инфекции могут присутствовать в схемах прививания.

Прививочный план

Программа прививания проживающих на определенном участке разрабатывается локальными медиками, работающими в поликлинических медицинских учреждениях, детсадах, школах. Этот план прорабатывается с учетом зарегистрированных граждан и фиксацией родившихся детей, выбывших или прибывших людей. Схема профилактики болезней должна охватывать всех взрослых граждан и детей, нуждающихся в плановом введении вакцины или ревакцинации.

На каждого ребенка заводится своя документация, в частности, карта профилактических прививок, медкарта и история развития ребенка. Она хранится в медицинской части и при необходимости может быть выдана на руки.

Проведение прививок

Проведение профилактических прививок должно реализовываться в специальных прививочных кабинетах, которые располагаются в поликлиниках, частных клиниках, центрах прививания. Для постановки БЦЖ необходимо отдельное помещение. В процедурной комнате должно быть достаточно места. Здесь следует установить столы для стерильных инструментов и одноразовых шприцов, а также емкости для сбора мусора.

Прививочное помещение должно соответствовать определенным правилам и санитарным нормам. Любой материал, который используется в процессе вакцинации, берется стерильным корнцангом. Перед этим его необходимо погрузить в раствор хлоргексидина, менять который следует ежедневно. Использованные инструменты для однократного пользования, а также вату, бинты и тампоны нужно сбрасывать в емкость для мусора с дезинфицирующим средством. Пол в таких помещениях моется несколько раз в день и использованием обеззараживающих веществ.

Порядок введения вакцины

Порядок постановки профилактических прививок регламентируется на законодательном уровне. Вакцинация проводится только путем введения сертифицированных препаратов отечественного или зарубежного производства.

Инфекционные заболевания прививаются в следующем порядке:

  • вакцинация делается в специальных учреждениях, имеющих аккредитацию для введения прививок;
  • в случае необходимости формируются бригады для прививания населения в домашних условиях;
  • перед прививкой у пациента исключают противопоказания к инъекциям и оценивают общее состояние здоровья;
  • перед вакцинацией следует измерить температуру тела и сдать анализы;
  • инъекции проводят с применением разового инструментария;
  • прививку может делать только специалист, имеющий необходимое образование;
  • в кабинете должен находиться набор для неотложной медицинской помощи;
  • препараты хранятся в соответствии с прописанными в инструкции правилами;
  • введение вакцины не проводится в перевязочном кабинете или манипуляционном помещении;
  • вся документация должна храниться в прививочной комнате;
  • помещение убирается дважды в день с помощью антисептических средств.

Особенности техники проведения

Техника вакцинации пациентов против болезней определяется нормативными документами и соответствует следующему плану:

  • ампула с препаратом достается из холодильника;
  • оценивается целостность флакона, внешний вид раствора, сроки его годности;
  • упаковка вскрывается только в стерильных перчатках;
  • вакцина набирается и вводится путем использования одноразовых игл и шприцов;
  • место укола обязательно протирается спиртовым раствором (для БЦЖ – эфиром);
  • при необходимости введения нескольких препаратов, для каждого из них используется отдельный инструментарий;
  • во время укола пациент вынужден сидеть или лежать;
  • после инъекции врач наблюдает за пациентом еще 30 минут.

Журнал прививания населения

Факт проведения профилактических прививок медицинский персонал фиксирует в специальном журнале. Он всегда находится в медучреждении, где была сделана инъекция, и доступен для выписок в случае потери пациентом своей индивидуальной карты. В журнале присутствуют такие данные, как фамилия, имя и отчество, адрес фактического проживания, возраст, род деятельности, название введенного препарата, дата реализации первичной прививки и ревакцинации, способ постановки. Отдельно в документ вносятся данные о побочных реакциях, серии и дозе профилактического средства.

Карта вакцинации

Карта прививок имеет специальную форму – 063/у. Это документ, который содержит информацию о вакцинах, введенных пациенту. Карта заполняется медиком в учреждении, где проводилась вакцинация, то есть в поликлинике, на ФАПе, детском дошкольном учреждении и т.д.

Сертификат

Этот документ, имеющий форму 156/у-93, ведется на протяжении всей жизни и может понадобиться ему при выезде за пределы России, для участия в международных спортивных соревнованиях, трудоустройства на некоторых предприятиях. Он должен сберегаться до самой смерти, так как полностью отображает его привитый иммунный профиль.

Сертификат профилактических прививок очень сложно восстановить после потери. В нем не должно быть исправлений и помарок. В противном случае документ будет, скорее всего, признан недействительным.

Образец бланка-отказа от вакцинации

Согласно законодательству люди вправе отказаться от профилактических прививок. Отказ предоставляется в письменном виде руководителю учреждения, где иммунизируется население. В нем следует указать, какие именно прививки человек отказывается делать, где он состоит на учете и что является причиной подобного решения. В конце заявления обязательно должна стоять подпись и дата составления бланка.

Чем опасно отсутствие прививок?

Отказ от вакцинации против инфекционных болезней влечет за собой ряд последствий, среди которых:

  • запрет на выезд за кордон для проживания в другой стране, где в соответствии с местным законодательством гражданин должен иметь обязательный вакцинный минимум;
  • временный отказ для приема в образовательное или оздоровительное учреждение (этот пункт касается периода, когда в регионе объявлена эпидемия);
  • отказ от оформления граждан на работу или их отстранение от выполнения должностных обязанностей, что связано с высоким риском их поражения инфекционными заболеваниями.

Дети без прививок могут увольняться в принудительном порядке от посещения школ и садиков, а работники предприятий не допускаться до рабочего процесса. Нередко непривитые особы не имеют права находиться в коллективах, особенно в период эпидемий.

Приказ о прививках

План профилактических прививок от инфекционных болезней регламентируется правовыми актами, в частности, приказом №51н от 31. 01. 2011 года «Об утверждении нац. календаря профилактических прививок».

Профилактика в детском саду

Прививки в садиках ставятся только тем детям, родители или законные представители которых дали согласие на подобные действия со стороны медперсонала. Мероприятия должны быть организованными и выполняться в индивидуальном порядке. Для этого медицинским работником учреждения составляется график иммунизации с занесением в него детей, подлежащих вакцинации.

Вакцинопрофилактика — это…

Вакцинопрофилактика — это метод специфической профилактики инфекционных болезней с помощью вакцин.

Иммунная система человека обладает способностью к распознаванию чужеродных агентов, попадающих в организм, и формированию иммунологической памяти или активного иммунитета.

Если клетки иммунной системы встретятся с каким-либо микробом, вирусом, чужеродным белком или другим носителем информации об инфекционной угрозе, то этот контакт останется в «памяти» иммунной системы, и если тот же микроб когда-либо снова попадет в этот организм, то иммунный ответ будет гораздо более интенсивным и быстрым, по сравнению с первичным.

Оказалось, что эффект иммунологической памяти может быть достигнут при введении в организм так называемых ослабленных микробов, родственных микробов или их отдельных компонентов. Это явление нашло применение в медицине и получило название вакцинации. Препараты ослабленных микробов, родственных микробов или их отдельных компонентов называются вакцинами. В современном обществе благодаря достижениям в области генной инженерии и биотехнологии предпочтение отдают рекомбинантным вакцинам как наиболее эффективным и при этом безопасным.

На сегодняшний день вакцинопрофилактика является наиболее эффективным способом предотвращения различных инфекционных заболеваний.

«В современных условиях охват прививками 95% детей означает вакцинацию тех, у кого имеется хроническая патология, ибо патологические состояния выявляются у 45-90% детей. Многолетняя вакцинация в рамках календаря прививок привела к существенному улучшению эпидемиологической ситуации по основным детским инфекциям. С 1997 г. на территории России не выявляется паралитический полиомиелит. В 2002 г. заболеваемость дифтерией, корью и коклюшем снизилась по сравнению с довакцинальным периодом в 430, 2300 и 100 раз соответственно.

Отечественный и зарубежный опыт показывают, что при спорадической заболеваемости и даже при отсутствии заболеваемости управляемыми инфекциями вакцинопрофилактика должна продолжаться и охватывать не менее 95% детей. В противном случае произойдет возврат инфекций и возникнут тяжелые эпидемии, как было в России с дифтерией в 1993-1996 г.г.»

Виды вакцин

  1. Живые вакцины. Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза. Живые вакцины могут быть получены путем селекции (БЦЖ, гриппозная). Они способны размножаться в организме и вызывать вакцинальный процесс, формируя невосприимчивость. Утрата вирулентности у таких штаммов закреплена генетически, однако у лиц с иммунодефицитами могут возникнуть серьезные проблемы.
  2. Инактивированные (убитые) вакцины. Содержат убитый целый микроорганизм (например цельноклеточная вакцина против коклюша, инактивированная вакцина против бешенства, вакцина против вирусного гепатита А), их убивают физическими (температура, радиация, ультрафиолетовый свет) или химическими ( спирт, формальдегид) методами. Такие вакцины реактогенны, применяются мало (коклюшная, против гепатита А).
  3. Химические вакцины. Содержат компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя, как например в ацеллюлярной вакцине против коклюша, коньюгированной вакцине против гемофильной инфекции или в вакцине против менингококковой инфекции.
  4. Анатоксины. Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд) продуцируемый бактериями. В результате такой обработки токсические свойства утрачиваются, но остаются иммуногенные. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
  5. Векторные (рекомбинантные) вакцины. Вакцины, полученные методами генной инженерии. Суть метода: гены вирулентного микроорганизма, отвечающий за синтез протективных антигенов, встраивают в геном какого-либо безвредного микроорганизма, который при культивировании продуцирует и накапливает соответствующий антиген. Примером может служить рекомбинантная вакцина против вирусного гепатита B, вакцина против ротавирусной инфекции.
  6. Синтетические вакцины. Представляют собой искусственно созданные антигенные детерминанты микроорганизмов.
  7. Ассоциированные вакцины. Вакцины различных типов, содержащие несколько компонентов (АКДС).

  • 1. Живые вакцины
  • 2. Убитые вакцины
  • 3. Рекомбинантные вакцины и анатоксины
  • 4. Образование иммунного ответа
  • 5. Календарь прививок и правила введения вакцин при определенных видах прививок
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Вакцинация

    Организация профилактической работы среди детского населения включает в себя в первую очередь вакцинацию (т. е. специфическую иммунизацию), а также систему мер, направленных на раннее выявление заболевания и диспансерное наблюдение за больными и выздоровевшими детьми. Профилактические прививки – важнейшее средство специфической иммунопрофилактики и эффективной борьбы со многими инфекционными заболеваниями. Благодаря широкому внедрению вакцинации в мире была полностью ликвидирована натуральная оспа, в десятки раз снизилось число заболевших столбняком, коклюшем, корью.

    Что же такое вакцинация? Это создание в организме человека защиты от возбудителя инфекции. Этот метод известен уже несколько сотен лет. К сожалению, и в настоящее время не существует вакцин ко всем возбудителям инфекций, но ко многим из них созданы и успешно применяются данные методы защиты – против туберкулеза, гепатита, коклюша, дифтерии, столбняка, бешенства, полиомиелита, краснухи, ветряной оспы, эпидемического паротита, кори и др. В процессе вакцинации создается специфическая невосприимчивость к инфекции путем имитации инфекционного процесса. Для этого используются различные типы вакцин. Кроме того, иммунитет приобретается и после перенесения инфекционного заболевания. Как и после вакцинации, так и после болезни иммунитет может быть пожизненным, стойким или сохраняться в течение определенного времени.

    1. Живые вакцины

    Они состоят из живых, но ослабленных (аттенуированных) возбудителей. В качестве возбудителей берутся штаммы вирусов. Примеры живых вакцин: краснушная, гриппозная, полиомиелитная Сейбина, паротитная. Они содержат вирусы, которые при попадании в организм человека вызывают выработку всех звеньев иммунного ответа (клеточного, гуморального, секреторного). При использовании живых вакцин создается стойкий, напряженный, длительный иммунитет, но при этом имеется и ряд недостатков:

    1) слабленный вакцинный вирус может приобрести вирулентность, т. е. стать возбудителем болезни (пример – вакциноассоциированный полиомиелит);

    2) живые вакцины трудно комбинировать, так как при этом возможно смешение вирусов и вакцина может стать малоэффективной;

    3) живые вакцины обладают термолабильностью, т. е. могут терять свои свойства при изменении температуры хранения. К живым вакцинам относятся также вакцины, содержащие перекрестно реагирующие компоненты, которые вызывают в организме человека ослабленную инфекцию, защищающую его от более тяжелой. Пример такой вакцины – БЦЖ, содержащая микробактерии туберкулеза крупного рогатого скота;

    4) живые вакцины имеют ряд противопоказаний: их нельзя вводить больным, имеющим иммунодефицит; больным, применяющим стероидные гормоны, иммуномодуляторы (супрессоры); людям, перенесшим радиотерапию; пациентам с заболеваниями крови (с лейкозами), опухолями лимфоидной ткани (лимфомами), а также беременным.

    2. Убитые вакцины

    Они содержат мертвые возбудители, легко дозируются и комбинируются с другими вакцинами, обладают термостабильностью. Убитые вакцины вызывают выработку нескольких видов антител, усиливающих фагоцитоз микроорганизмов. Пример – коклюшная вакцина. Она также обладает адьювантным действием, усиливая иммунный ответ на другой антиген, входящий в состав комбинированной (ассоциированной) вакцины – АКДС.

    Недостаток: при использовании этих вакцин возникает только гуморальное нестойкое звено иммунитета, поэтому они действуют только определенное время, требуют введения в несколько приемов и повторной вакцинации на протяжении всей жизни. Часто вводятся с адъювантом (вспомогательное вещество, усиливающее иммунный ответ), представляющим собой соединения алюминия. Адъювант выполняет роль резервуара, в котором антиген сохраняется длительное время. Все убитые вакцины также содержат консервант (органическое соединение ртути в количестве, безопасном для человека).

    3. Рекомбинантные вакцины и анатоксины

    Пример такой вакцины – вакцина против вирусного гепатита В. При ее приготовлении встраивают субъединицу гена вируса в дрожжевые клетки. Затем дрожжи культивируются и из них выделяется НВsAg. Его очищают от дрожжевых включений. Этот способ приготовления вакцины называется рекомбинантным. Эта вакцина также содержит консервант и адсорбент в виде гидроокиси алюминия.

    Анатоксины – это вещества, вырабатываемые возбудителями. При приготовлении ряда вакцин невозможно использовать сам возбудитель, поэтому в этих случаях берется их токсин. Это столбнячный, дифтерийный, стафилококковый и некоторые другие токсины.

    Анатоксины вызывают стойкий антитоксический иммунитет, их легко комбинировать и дозировать. Их получают путем обработки токсина формальдегидом в особых температурных условиях. При этом токсин обезвреживается, но его иммунные свойства сохраняются. Вырабатываемый анатоксинами иммунитет только антитоксический. При применении анатоксинов возможно бактерионосительство и возникновение легких форм заболевания.

    4. Образование иммунного ответа

    Важной особенностью детей первого года жизни является то, что они обладают врожденным иммунитетом к некоторым инфекционным болезням. Происхождение этого иммунитета – трансплацентарное. Иммуноглобулины класса G проникают через плаценту с 16-й недели беременности. Таким образом, плод начинает получать готовые материнские антитела, и еще во внутриутробном периоде формируется пассивный индивидуальный иммунитет. Пассивным называется иммунитет, при котором организм приобретает готовые антитела, а не вырабатывает их сам в ходе вакцинации или перенесения инфекционного заболевания. После рождения ребенка индивидуальные материнские антитела начинают разрушаться, начиная с 2-месячного возраста. К концу первого года жизни они полностью исчезают. Таким образом, организм новорожденного в течение первого года жизни защищен от тех инфекций, антитела к которым были получены от матери. Эти антитела могут мешать создаваемому прививочному иммунитету, и этот фактор учитывается при разработке календаря прививок.

    Особенности иммунного ответа в человеческом организме на проникновение антигена определяет главная система гистосовместимости. Она локализована в 6 хромосоме и обозначается HLA. HLA – это антигены, имеющиеся на лейкоцитах периферической крови. От них зависит высота иммунного ответа, уровень подавления образования антител. В иммунном ответе участвуют различные клетки: это макрофаги, Т-лимфоциты (эффекторные, хелперы, супрессоры, Т-клетки памяти). Также в этом сложном процессе участвуют В-лимфоциты (В-клетки памяти), иммуноглобулины классов М, G, A, вырабатываемые плазматическими клетками, цитокины. Компоненты введенной вакцины захватываются макрофагами, которые расщепляют антиген внутри клетки и представляют части антигена на своей поверхности. Т-лимфоциты распознают их и активизируют В-лимфоциты. В-лимфоциты становятся клетками, образующими антитела.

    Первичное введение вакцины проходит в 3 периода:

    1) латентный – это время между введением антигена и появлением антител в крови. Он может длиться от нескольких суток до 2 – 3 недель в зависимости от вида вакцины, дозы, состояния иммунной системы ребенка;

    2) период роста – в это время количество антител быстро увеличивается. Этот период продолжается от 4 дней до 3 недель (в зависимости от вида вакцины). Особенно быстро увеличивается количество антител при введении коревой, паротитной вакцин, что позволяет использовать их для активной иммунизации при экстренной профилактике. При введении коклюшных и дифтерийных компонентов АКДС уровень антител нарастает гораздо медленнее, чем в инкубационный период начала болезни, поэтому АКДС не используется в целях экстренной профилактики;

    3) период снижения. После достижения в крови максимального уровня количество антител начинает быстро снижаться, затем процесс замедляется. Он может продолжаться в течение нескольких лет и десятилетий.

    5. Календарь прививок и правила введения вакцин при определенных видах прививок

    Вакцинация БЦЖ

    Вакцинацию новорожденных проводят на 4 – 7 день жизни непосредственно в палате после осмотра педиатра. Противотуберкулезная вакцина представляет собой живые микобактерии, высушенные в растворе глутамината натрия. Она выпускается в ампулах, содержащих 1 мг БЦЖ, что составляет 20 доз по 0,05 мг препарата. Для получения необходимой дозы 0,05 мг БЦЖ в 0,1 мл раствора – сухую вакцину БЦЖ разводят в 2 мл изотонического раствора хлорида натрия. Вакцина используется не позже чем через 2 – 3 часа после разведения. В истории новорожденного указывается дата вакцинации и серия вакцины. В обменной карте, направляемой в детскую поликлинику, отмечается дата внутрикожной вакцинации, серия вакцины, срок ее годности, контрольный номер и название института-изготовителя.

    Вакцина БЦЖ вводится на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча после предварительной обработки кожи 70%-ным раствором этилового спирта. Вакцину вводят строго внутрикожно в объеме 0,1 мл. На месте введения образуется папула беловатого цвета, 6 – 8 мм в диаметре. Через 15 – 20 минут папула исчезает и кожа приобретает нормальную окраску. Место введения нельзя обрабатывать дезинфицирующими растворами, а также нельзя накладывать повязку. У вакцинированных в период новорожденности на месте внутрикожного введения вакцины БЦЖ через 6 – 8 недель развивается специфическая реакция в виде инфильтрата диаметром 5 – 10 мм с небольшим узелком в центре и образованием корочки. Обратное развитие изменений на месте прививки происходит в течение 2 – 4 месяцев, после чего остается рубчик размером до 10 мм.

    Введена также щадящая иммунизация препаратом вакцины БЦЖ-М, используемая у недоношенных детей, а также у новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями, гемолитической болезнью новорожденных, тяжелыми родовыми травмами, генерализованными кожными заболеваниями.

    Противотуберкулезная ревакцинация осуществляется в детских поликлиниках, амбулаториях под руководством противотуберкулезного диспансера. Повторные прививки детям при отсутствии рубчика можно проводить только по эпидемиологическим показаниям при отрицательной пробе Манту 2ТЕ, не ранее чем через 2 года после первичной ревакцинации. Обычно это делается в возрасте 7 лет.

    Противопоказания к ревакцинации БЦЖ: перенесенный в прошлом туберкулез, положительные или сомнительные пробы Манту с 2ТЕ ППД-Л, осложненные реакции на предыдущее введение БЦЖ (келоидные рубцы, хронические заболевания в стадии обострения, аллергические болезни в стадии обострения, злокачественные новообразования и болезни крови, иммунодефицитные состояния).

    Осложнения после прививок БЦЖ обычно отмечаются редко. Они выражаются в виде лимфаденитов, келоидных рубцов и холодных абсцессов.

    Вакцинация АКДС

    Проводится АКДС-вакциной – адсорбированной на гидрате окиси алюминия смесью очищенных концентрированных дифтерийного и столбнячного анатоксинов, а также коклюшной вакцины. Первая вакцинация проводится в 3 месяца. Вакцинация 3-кратная. Вторая – в 4,5 месяцев, третья – в 6 месяцев. Первая ревакцинация проводится в возрасте 18 месяцев. Вторая – в 7 лет.

    Прививочная доза составляет 0,5 мл, вводится внутримышечно. Вакцина высокоэффективная, но может вызвать общую реакцию в виде повышения температуры, нарушения сна, аппетита, аллергических реакций. У детей, склонных к аллергическим проявлениям (экссудативный диатез, астматический бронхит, бронхиальная астма, нейродермит), проводится вакцинация вакциной АДС без коклюшного компонента.

    Вакцинация против полиомиелита

    Используется пероральная живая полиомиелитная вакцина, яв ляющаяся смесью аттенуированных штаммов Сейбина 1-го, 2-го, 3-го типов, культивированных на первичной культуре клеток почки зеленой мартышки. Выпускается в жидком виде во флаконах по 5 мл и в форме драже. Драже со смесью 3 иммунологических типов имеют белый цвет, 1-го типа – розовый, 2-го типа – сиреневый, 3-го типа – голубой. В каждом драже содержится одна прививочная доза. Жидкая полиомиелитная вакцина может быть в виде моновакцины и тривакцины. Прививочная доза жидкой моновакцины содержится в 2 каплях (0,1 мл), тривакцины – в 4 каплях (0,2 мл). Для предотвращения паралитического полиомиелита необходимо 5 введений вакцины.

    Специфическая профилактика всех детей против полиомиелита осуществляется с 3-месячного возраста троекратно с интервалом в 1,5 месяца. Ревакцинацию проводят в 1 – 2 и 2 – 3 года двукратно с интервалом 1,5 месяца и однократно в 6 – 7 лет и в 14 лет. Вакцина практически не дает побочных реакций, ее можно совмещать с АКДС-вакциной.

    Вакцинация против краснухи

    Вакцина краснушная – это живая лиофилизированная аттенуированная, содержит также неомицин. Выпускается в виде моновакцины и дивакцины (паротитно-краснушная). Рекомендуется вакцинировать моновакциной девушек пубертатного возраста и женщин детородного возраста, не планирующих в ближайшие несколько месяцев беременность.

    Вакцинация против паротита

    Паротитная вакцина – это живая, аттенуированная, содержит антибиотики группы аминогликозидов. Вакцинируются дети с 12 месяцев до 7 лет, ранее не болевшие. Вакцинация обязательна для мальчиков, так как одним из осложнений после перенесенного паротита может быть орхит и впоследствии бесплодие. Вакцина вводится подкожно, под лопатку или в область плеча. Иммунитет сохраняется в течение 8 лет.

    Профилактика кори предусматривает введение противокоревой вакцины всем детям в 12 месяцев и в 7 лет, а с 1990 г. тем, у кого не будет обнаружено противокоревых антител.

    Вакцинация против вирусного гепатита В.

    Специфическая профилактика проводится с 2001 г. всем новорожденным в первые 12 часов после рождения, затем через месяц и через 6 месяцев после первого введения препарата. Используется рекомбинантная вакцина «КОМБИТЕКС»

    Детям, матери которых являются носительницами вирусного гепатита В или переболели им в последнем триместре беременности, вакцина вводится по следующей схеме: 0 – 1 – 2 – 12. В виду того что в последние годы заболеваемость вирусным гепатитом В среди подростков возросла, целесообразно вакцинировать детей в возрасте 8 – 11 лет по схеме: 2 вакцинации с месячным интервалом и последующее введение через 6 месяцев.

    Показания к проведению прививок:

    1) плановые прививки для детей по календарю и военнослужащих;

    2) внеплановые прививки при угрозе профессионального заболевания, проживании и предстоящей поездке на эпидемиологическую территорию, экстренной вакцинопрофилактике лиц, контактирующих с источником инфекции.

    Противопоказания к проведению прививок:

    1) сильная реакция (повышение температуры тела, в месте введенной вакцины отек, гиперемия при первом или повторном введении);

    2) осложнения при первом или повторном введении;

    3) иммуносупрессия;

    4) иммунодефицитное состояние;

    5) злокачественные болезни крови, новообразования;

    6) прогрессирующие заболевания нервной системы;

    7) беременность;

    8) аллергические реакции, анафилактический шок.

    Вакцинопрофилактика инфекций у детей: отказы родителей и их причины

    С целью анализа причин отказов от прививок авторами этого материала было проведено поперечное исследование с участием 2896 родителей, проживающих в Архангельской области. Родителям предлагалось заполнить опросник и предоставить сведения о графике вакцинации их детей.

    По результатам исследования 76% родителей прививают детей согласно Национальному календарю, 22,6% – отказываются от некоторых прививок. Доля родителей, сообщивших, что их дети не вакцинированы совсем, составила 1,4%.

    Чаще всего родители отказываются от вакцинации детей против сезонного гриппа. Ведущие причины отказа от прививок – сомнения в эффективности вакцинации (39,2%) и боязнь возникновения неблагоприятных событий в поствакцинальном периоде (36,2%). Основным источником информации о профилактических прививках для большинства родителей являются медицинские работники.

    По мнению авторов исследования решением проблемы является обучение медицинских работников эффективному общению с сомневающимися родителями пациентов, проведение обучающих тренингов, широкое и системное предоставление достоверной информации об эффективности вакцинации.

    Цель. Анализ причин отказов от прививок для более эффективной информационно-просветительской работы с родителями.

    Материалы и методы. С целью анализа причин отказов от прививок проведено поперечное исследование с участием 2896 родителей, проживающих в Архангельской области. Родителям предлагалось заполнить опросник и предоставить сведения о графике вакцинации их детей. Поскольку 88 опросников были заполнены не полностью, не содержали сведений о графике вакцинации детей, для последующего статистического анализа были отобраны 2808 опросников, заполненных надлежащим образом. Критерий хи-квадрат Пирсона использовался для анализа категориальных данных.

    Результаты. По результатам исследования 76% родителей прививают детей согласно Национальному календарю, 22,6% – отказываются от некоторых прививок. Доля родителей, сообщивших, что их дети не вакцинированы совсем, составила 1,4%. Чаще всего родители отказываются от вакцинации детей против сезонного гриппа. Ведущие причины отказа от прививок – сомнения в эффективности вакцинации (39,2%) и боязнь возникновения неблагоприятных событий в поствакцинальном периоде (36,2%). Основным источником информации о профилактических прививках для большинства родителей являются медицинские работники.

    Заключение. Решением проблемы является обучение медицинских работников эффективному общению с сомневающимися родителями пациентов, проведение обучающих тренингов, широкое и системное предоставление достоверной информации об эффективности вакцинации.

    Стоит ли делать ребенку прививки, и если да, то зачем?

    Ответы на эти вопросы до сих пор неочевидны для некоторых родителей, особенно в условиях эпидемиологического благополучия. Многолетняя массовая вакцинопрофилактика основных детских инфекций привела к тому, что многие инфекционные заболевания не регистрируются совсем или регистрируются в виде спорадических случаев. В этих условиях наблюдается тенденция к недооценке населением опасности заболеваний, против которых проводится вакцинация, к ложному ощущению отсутствия необходимости защиты от инфекций и, соответственно, к уменьшению охвата вакцинацией, что неизбежно приведет к возникновению вспышек инфекционных заболеваний. Мировое общество стало вакцинозависимым, что означает возвращение управляемых средствами иммунопрофилактики инфекций после прекращения плановой вакцинации .

    Развитие вакцинопрофилактики от Э.Дженнера и Л.Пастера до наших дней неизменно сопровождалось случаями реакций и осложнений у вакцинированных. Оспопрививание, выполнив историческую миссию, уже давно осталось в прошлом со своими осложнениями. Сами вакцины и технология их производства за последние годы существенно усовершенствовались. Однако страх перед поствакцинальными реакциями и осложнениями, уходящий корнями в глубину веков, остается одной из причин отказов от вакцинации .

    Родители, отказывающиеся от проведения прививок их детям, – один из самых сложных контингентов, с которым приходится работать врачам первичного звена. Такие родители приходят на консультацию перед прививкой с предубеждениями, основанными на их личном опыте, на информации, полученной из различных источников, и страхом за здоровье ребенка. Анализ возражений и мнений родителей важен для эффективной консультативной работы с ними, понимания причин возникновения отказов от профилактических прививок.

    Цель исследования – анализ причин отказов от прививок для более эффективной информационно-просветительской работы с родителями.

    Материалы и методы

    При поддержке министерства здравоохранения Архангельской области проведено поперечное исследование с участием 32 государственных медицинских организаций Архангельской области. Родителям, посещавшим детскую поликлинику, предлагалось заполнить анонимный опросник, разработанный авторами статьи (рац. предложение №7/16, 2.09.2016). Опросник включал некоторые социально-демографические характеристики респондентов (возраст, пол, уровень образования, количество и возраст детей), а также открытые и закрытые вопросы о графике вакцинации детей, источниках информации о прививках, доверии родителей разным источникам и факторах, которые мотивируют к проведению прививок детям.

    В опросе приняли участие 2896 родителей. Поскольку 88 опросников были заполнены не полностью, не содержали сведений о графике вакцинации детей, для последующего статистического анализа были отобраны 2808 анкет, заполненных надлежащим образом.

    При представлении результатов статистического анализа данных качественные признаки выражены в абсолютных числах с указанием долей (%). Статистический анализ данных проводился с использованием критерия хи-квадрат Пирсона, позволяющего оценить значимость различий между фактическим (выявленным в результате исследования) количеством качественных характеристик выборки и теоретическим количеством, которое можно ожидать в изучаемых группах при справедливости нулевой гипотезы .

    Результаты исследования и их обсуждение

    Дети 2134 (76,0%) респондентов прививались согласно Национальному календарю профилактических прививок, 22,3% опрошенных (n = 627) сообщили об отказе от одной из профилактических прививок, включенных в Национальный календарь. От двух и более профилактических прививок отказалось менее 1% опрошенных (n = 7). Сорок человек (1,4%) отказались от проведения всех профилактических прививок их детям.

    Среди респондентов, сообщивших о частичном отказе от прививок, 73,2% (n = 464) отказались от вакцинации детей против сезонного гриппа. Другие прививки, включенные в Национальный календарь, упоминались в опросниках 39 родителей, сообщивших о частичном отказе от вакцинации. Наиболее часто родители данной группы отказывались от прививки против вирусного гепатита В (n = 12), вакцинации комбинированной вакциной против дифтерии, коклюша, столбняка (n = 10), вакцинации против пневмококковой инфекции (n = 8), прививки против кори, краснухи, паротитной инфекции (n = 7). Также в графе отказа упоминались прививки против полиомиелита (n = 4), гемофильной инфекции (n = 2), ревакцинация против туберкулеза (n = 1).

    Социально-демографические характеристики респондентов, прививающих своих детей по Национальному календарю, и участников, сообщивших о частичном или полном отказе от профилактических прививок, статистически значимо различались по полу, возрасту и количеству детей в семье. Среди респондентов, отказавшихся от всех или некоторых профилактических прививок, отмечался более высокий удельный вес лиц старших возрастных групп, родителей двух и более детей, меньшее количество участников мужского пола. По уровню образования в двух группах респондентов различий не было (табл. 1).

    Респонденты, отказавшиеся вакцинировать своих детей, чаще считали, что здоровые дети не нуждаются в вакцинации (29,2%), а прививки ослабляют иммунную систему ребенка (35,0%). В данной группе отмечается более высокий удельный вес родителей (7,7%), полагавших, что заболевания, от которых существует вакцинация, не опасны, а прививок в Национальном календаре больше, чем необходимо (28,2%) (табл. 2).

    Все респонденты недооценивали важность профилактических прививок, включенных в календарь сравнительно недавно или только для групп риска, речь идет о вакцинации против пневмококковой и гемофильной инфекции (рисунок). Обращает на себя внимание низкая настороженность населения в отношении сезонного гриппа. В сравнении с родителями, прививающими своих детей, родители, отказывавшихся от прививок, значительно ниже оценивали важность вакцинации против всех инфекций (рисунок).

    Участники, отказывающиеся от прививок, чаще сообщали о недоверии информации о профилактических прививках, полученной от медицинских работников или размещенной на стендах в учреждениях здравоохранения, а также содержанию других наглядных материалов для населения (брошюры, листовки). В то же время данные респонденты демонстрировали более высокую степень доверия информации, предоставляемой по телевидению и в Интернете (табл. 3).

    Для большинства родителей наиболее значимыми факторами мотивации к проведению прививок их детям были рекомендации медицинских работников и требования для устройства в детские дошкольные учреждения (ДДУ).

    В сравнении с респондентами, дети которых прививаются по Национальному календарю, родители, отказавшиеся от всех или нескольких прививок, реже отмечали мотивирующую роль медицинских работников и чаще руководствовались требованиями для устройства в ДДУ.

    Информация, полученная из средств массовой информации, в интернете, от родственников и знакомых, расценивалась как мотивирующая к проведению вакцинации небольшой долей респондентов. Родители, отказавшиеся от прививок, реже сообщали, что информация из данных источников мотивирует их вакцинировать детей (табл. 4).

    При объяснении причин частичного или полного отказа от профилактических прививок 39,2% респондентов упоминали сомнения в эффективности вакцин, 36,2% – боязнь осложнений вакцинации, 13,9% сообщили, что сами не привиты, 9,5% сомневались в качестве вакцин, 7,4% считали, что лучше болеть, чем прививаться, а 4,3% были уверены в отсутствии риска инфицирования, 1,2% указывали религиозные причины. Важно отметить, что более 20 родителей (3,1%) указали в качестве причины отказа – совет медицинского работника.

    Родители, отказавшиеся от всех прививок, чаще сообщали о боязни осложнений и сомнениях в качестве вакцин, чем респонденты, отказавшиеся от некоторых прививок (табл. 5).

    Результаты проведенного исследования показали, что дети 76% родителей прививаются согласно Национальному календарю, 1,4% респондентов – не вакцинируют своих детей, 22,6% – отказываются от некоторых прививок. Чаще всего родители отказываются от вакцинации детей против сезонного гриппа (73,2% от числа частичных отказов). Основным источником информации о профилактических прививках для большинства родителей являются медицинские работники. Родители, отказавшиеся от вакцинации своих детей, чаще демонстрируют неинформированность и дезинформированность в вопросах вакцинопрофилактики, недооценивают важность вакцинации против всех инфекций и не доверяют медицинским работникам. Респонденты данной группы чаще доверяют информации, размещенной в Интернете или представленной по телевидению, однако и эти источники не мотивируют их к проведению профилактических прививок. Результаты проведенного исследования сопоставимы с данными, опубликованными другими авторами. Как российские, так и зарубежные авторы отмечают, что количество отказов от всех прививок не превышает 1–1,5% от общего числа детей, подлежащих вакцинации . Среди частичных отказов от профилактических прививок наиболее часто упоминается вакцинация против сезонного гриппа. Среди причин отказов – сомнения в эффективности и безопасности гриппозных вакцин .

    Боязнь развития неблагоприятных событий в поствакцинальном периоде по всему миру является ведущей причиной отказа родителей от вакцинации. По результатам опросов населения, проведенным в Норвегии, 76% респондентов выражали опасения о возможных побочных эффектах вакцинации, в Канаде доля участников, сообщивших о боязни осложнений, составила 70%, в Швеции – 40%, в Англии – 14%, в Испании – 12% .

    По данным разных авторов, медицинские работники являются основным источником информации о прививках для населения, что подтверждается результатами нашего исследования . К сожалению, медицинские работники первичного звена не всегда располагают временем, необходимым для консультации сомневающихся родителей перед проведением прививок, а иногда и у них самих нет убежденности в необходимости вакцинации. В итоге родитель, не получивший информации, достаточной для принятия решения о вакцинации детей, обращается за информацией к другим источникам.

    Опрос населения, проведенный в Саудовской Аравии, показал, что родители, прививающие своих детей, чаще указывают, что получают информацию от медицинских работников (66,7%), и реже – в СМИ (35,5%). Наоборот, респонденты, негативно настроенные в отношении вакцинации, чаще доверяют СМИ (64,5%), мнению друзей и знакомых (58,2%), и реже – медицинским работникам (37,5%), что не противоречит полученным нами результатам . Те же авторы отмечают положительную роль телевидения в формировании позитивного отношения к вакцинации. В нашем исследовании наблюдается противоположная закономерность, негативно настроенные родители чаще указывают телевидение, как источник информации. Данное наблюдение, вероятнее всего, обусловлено отсутствием активной пропрививочной пропаганды вакцинации на российском телевидении.

    Участники данного исследования, сообщившие об отказе прививать своих детей, отмечают высокую степень доверия информации в Интернете. По мнению многих авторов, Интернет является главным источником антивакцинальной информации и причиной негативной настроенности общества по отношению к вакцинации . Посредством сети Интернет обеспечивается быстрый обмен информацией, к сожалению, не всегда достоверной, но доступной в любое удобное для пользователя время. Поэтому именно в Интернете наиболее активно идет информационное противостояние про- и антивакцинального движений. По результатам опроса жителей Европы, на провакцинальных сайтах рассказывается о тяжелых болезнях, которых уже давно никто не видел, но практически нет информации о возможных реакциях на прививку, поэтому создается впечатление, что информацию намеренно утаивают. Антипрививочных сайтов в Интернете больше, чем пропрививочных, представители антивакцинального движения более активны в сети. Часто они имеют к медицине косвенное отношение и никогда не видели больных с тяжелыми инфекционными заболеваниями . На антивакцинальных сайтах рассказывают о рисках вакцинации, «разоблачении врачей», при этом умалчивается о тяжести инфекций, против которых она проводится. В итоге – антипрививочные сайты являются более убедительными.

    Самостоятельный поиск информации часто приводит к тому, что неинформированный родитель становится дезинформированным. Так, 35% участников нашего исследования разделяют мнение, что вакцины ослабляют иммунитет, а болезни не столь серьезны, чтобы требовалось проведение специфической профилактики. Подобные результаты были получены при опросе родителей в США, где 18% респондентов разделяли мнение, что прививки негативно влияют на иммунную систему, а 7,7% недооценивали опасность инфекций, против которых прививаются их дети . Некоторые исследователи сообщают, что родители с высшим образованием чаще демонстрируют позитивное отношение к прививкам . В данном исследовании не установлено зависимости между уровнем образования родителей и их отношением к вакцинации, что подкрепляется наблюдениями других авторов .

    Таким образом, чаще всего родители отказываются прививать детей против сезонного гриппа. Основными причинами отказов от прививок являются отсутствие уверенности в том, что вакцинация надежно защищает от инфекций, и страх возникновения неблагоприятных событий в поствакцинальном периоде.

    Факторами, препятствующими формированию приверженности вакцинации, служат низкая настороженность населения в отношении вакцино-контролируемых инфекций, недостаток информации о вакцинации, вследствие чего возникают сомнения родителей, что побуждает их к самостоятельному поиску информации, что в свою очередь ведет к дезинформированности и появлению новых сомнений или даже убежденности в правильности отказов от прививок.

    Поскольку большинство родителей доверяет врачу, одним из решений проблем отказов от вакцинации является обучение медицинских работников эффективному общению с сомневающимися родителями, проведение обучающих тренингов, предоставление достоверной информации об эффективности вакцинации, в том числе против гриппа, а также поиск инновационных форм работы в поддержку вакцинации.

    Литература

    1. Chen RT, Rastogi SC, Mullen JR, Hayes SW, Cochi SL, et al. The Vaccine Adverse Event Reporting System (VAERS). Vaccine. 1994;12(6):542-50.
    2. Мац АН. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ. Педиатрическая фармакология. 2009;6(6):12-35.
    3. Субботина АВ, Гржибовский АМ. Описательная статистика и проверка нормальности распределения количественных данных. Экология человека. 2014;2:51-7.
    4. Public Health Agency of Canada. Vaccine coverage in Canadian children: Results from the 2013 Childhood National Immunization coverage survey (CNICS). Ottawa: PHAC; 2016 . Available from: https://www.canada.ca
    5. Куличенко ТВ, Дымшиц МН, Лазарева МА, Бабаян АР, Бокучава ЕГ. Нарушение календаря вакцинопрофилактики детей: взгляд врачей и родителей на проблему. Педиатрическая фармакология. 2015;12(3):330-34. DOI: 10.15690/ pf.v12i3.1361
    6. Stefanoffa P, Mamelundb S, Robinsonc M, Netterlidd E, Tuellse J, et al. Tracking parental attitudes on vaccination across European countries: The Vaccine Safety, Attitudes, Training and Communication Project (VACSATC). Vaccine. 2010;28:5731-7.
    7. Joseph J, Devarashetty V, Reddy SN, Sushma M. Parents’ knowledge, attitude and practice on childhood immunization. Int J Basic Clin Pharmacol. 2015;4:1201-7.
    8. Montasser NA, Helal RM, Eladawi N, Mostafa E, Rahman FA. Knowledge, attitude and beliefs of caregivers of children below 2 years of age towards Immunization. Br J Med Med Res. 2014;4:2757-67.
    9. Larson HJ, Cooper LZ, Eskola J, Katz SL, Ratzan S. Addressing the vaccine confidence gap. Lancet. 2011 Aug 6;378(9790):526-35. DOI: 10.1016/S0140- 6736(11)60678-8
    10. Alharbi KM, Alfahl SO. Parents’ Knowledge, Attitude and Practice towards Childhood Vaccination, AlMadinah, Saudi Arabia 2017. Neonat Pediatr. 2017;3(1):1-8.
    11. Брико НИ, Фельдблюм ИВ. Вакцинопрофилактика: состояние и перспективы дальнейшего развития. Федеральный справочник «Здравоохранения России». 2017;17:179-83.
    12. Kempe A, Daley MF, McCauley MM, Crane LA, Suh SA, et al. Prevalence of Parental Concerns About Childhood Vaccine The Experience of Primary Care Physicians. Am J Prev Med. 2011 May;40(5):548-55. DOI: 10.1016/j. amepre.2010.12.025
    13. Elbur AI, Yousif MA, Albarraq AA, Abdallah MA. Knowledge and attitudes on childhood vaccination a survey among Saudi parents in Taif region, Saudi Arabia. International Journal of Pharmacy Practice and Drug Research. 2014;4:92-7.
    14. Agboola MS, Busari AO, Titilola B, Olajide JT, Shabi MO. Knowledge, attitude, perceptions of adult males towards childhood immunizations in Southwest Nigeria. American Journal of Health Research. 2015;3:8-12.
    15. Bofarraj M. Knowledge, attitude and practices of mothers regarding immunization of infants and preschool children at Al-Beida City, Libya. Egypt J Pediatr Allergy Immunol. 2011;9:29-34.

    Информация о соавторах:

    Самодова Ольга Викторовна, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой инфекционных болезней Северного государственного медицинского университета

    Пастбина Ирина Михайловна, ведущий консультант отдела медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Архангельской области

    Е.А. Кригер, О.В. Самодова, И.М. Пастбина.
    Источник: Журнал «Вопросы практической педиатрии», (2018, том 13, №1, с. 77–82)